Русскоязычное сообщество языка Rust в 2016 году
Всем привет! 2016-й был насыщенным годом, и я хочу рассказать, что мы сделали и что произошло в сообществе за это время.
Вот для затравки число посетителей сайта за год:
Содержание
- Статус задач
- Отчёт о состоянии ресурсов
- Заключение
Статус задач
Общие задачи
В главных репозиториях — сайта и книги — написали документы по участию в
проектах (CONTRIBUTING.md
).
Ещё написали руководство по пулл реквестам для людей, которые никогда ими не пользовались. Эта статья на третьем месте в гугле по запросу «что такое Pull Request».
Также проставили метки на простые задачи по сайту и книге.
Про Reviewable написать руки не дошли.
Книга
Синхронизацию нашего перевода с текущим оригиналом начинали делать, но на полпути бросили. Спрос у этого не сильно высок. К тому же скоро должна появиться новая книга, которая призвана заменить старую.
С отслеживанием изменений всё ещё хуже — никто даже не взялся. Впрочем, продуктивность этой работы под вопросом — сложность этой системы слежения может оказаться больше, чем польза от неё.
Ещё хотели попробовать профессиональную систему локализации, но не попробовали.
mdBook
В mdBook пытались разобраться и поучаствовать, перенеся туда наработки из
trpl-ebook
по электронным книгам. Это было сложно, т. к. нужно с нуля
разобраться в проекте, а ещё там были большие нерешённые задачи upstream. Не
сделали.
Другие книги
Внезапно перевели пару книг помимо официальной. «Растономикон», «Маленькая книжка по макросам в Rust» — полностью переведены. Хостить их в вебе сами не стали, т. к. наша текущая инфраструктура для этого громоздка. Читать можно прямо на GitHub.
Ещё в процессе перевода «Rust на примерах» — приходите помогать.
Сайт
Разработка
Систему сообщения об опечатках не прикрутили.
Смотрели на спелчекер, который запускался бы на Тревисе перед деплоем сайта, но нашёлся только яндексовский. Он требует указать, что текст проверен Яндексом. Не хотелось этих вещей писать, поэтому пока без него.
Теги не сделали.
С поиском возились, но не сделали.
Серверная часть поиска есть — сервис Tapir.io индексирует РСС, который ему отдают, а потом через его API можно искать. Осталось сделать красивое поисковое окошко в шапке сайта, и тут всё упёрлось в выбор языка, фреймворка и библиотек, чтобы делать это на фронтенде.
Типографер прикрутили зато. Ещё прикрутили ёфикатор — это такая штука, которая ставит букву «ё» там, где она должна быть.
От этих двух вещей сборка сайта замедлилась до 15 секунд локально и до пары минут на Тревисе. Поэтому для локальной сборки оба инструмента выключены.
Ленты по категориям тоже сделали, хотя и куцые несколько.
Ещё мы оптимизировали сайт. Включили ассеты с хэш-дайджестами, за счёт чего заработало кэширование в браузере. Картинки теперь сжимаются до того размера, в котором они отображаются. Раньше в некоторых местах было так, что 512 на 512 отображалось в 16 на 16.
Благодаря ассетам размер страницы понизился на четверть.
Наконец, включили HTTP/2.
Время полной, не кэшированной загрузки нашей главной понизилось с 5 до 3 с. А кэшированная страница заканчивает грузиться за 2 секунды.
При этом время до отображения страницы — полсекунды, остальное — это загрузка скриптов Gitter Sidecar в фоне.
К сожалению, GTmetrix меряет время загрузки из Канады, поэтому оно сильно колеблется. Вот результаты по числу запросов и размеру страницы:
Содержимое
Про ведение проектов перевели статью с кучей советов. Она хорошая и перевели неплохо. Радуемся.
По теме CI и кросс-компиляции ничего не перевели и не написали, но про CI есть немного в вышеупомянутой статье.
По Cargo тоже перевели документацию.
Ещё сделали каталог проектов от участников сообщества, а раздел ссылок — пока нет.
Митап
Провели два митапа вместо запланированного одного. Подробнее об этом ниже.
Отчёт о состоянии ресурсов
Чат
У нас был один основной канал, в котором было 200 человек. Теперь у нас 325 в основном, а в новых оффтопе и геймдеве — 100 и 50 соответственно.
Число русскоязычных любителей Rust в чате оказалось довольно высоко — учитывая, что в официальном англоязычном IRC всего лишь около 1500 человек. Это радует.
В целом чат — самое активное место у нас в сообществе.
С ростом у нас появились первые любители потроллить и развести неконструктивные беседы на оскорблениях. Мы безуспешно пытались призвать их к нормальному поведению, поэтому пришлось забанить. Итого забаненных: 2 человека.
Форум
У нас был форум. Он у нас до сих пор есть, но написали туда 43 темы за всё время существования. Это грустно и не оправдывает затрат по его содержанию. Наверное, форумы умерли в 2000-е.
Поэтому от форума в его нынешнем виде хочется избавиться.
С другой стороны, две темы про вакансии получили 1800 просмотров. Поэтому форум хотя бы в виде доски объявлений о работе точно нужен.
Есть вариант, что мы заиспользуем Gitter Topics, когда они будут готовы, и убъём Discourse.
Статьи
Мы перевели 22 статьи и написали сами ещё 9. Писать хорошие статьи тяжело, а переводить — не всегда полезно.
Например, мы часто делали переводы новостей о выпуске очередной версии Rust первыми из русскоязычных источников, однако из-за низкой популярности нашего сайта они индексируются сильно позже мастодонтов вроде хабра, лора и опеннета.
Поэтому в будущем переводить новости о выходе новых версий не стоит — как содержимое для сайта они не ценны. А вот как повод для обсуждения языка в более широком сообществе они полезны. Поэтому я предложу альтернативу, когда буду писать о планах на 2017.
Зато оригинальные статьи популярны и привлекают трафик из поисковиков. Например, самые популярные статьи — это статья о настройке редакторов под Rust и статья о том, как сделать свой первый пул реквест. На них приходится больше трафика, чем на все переводы вместе взятые. Это несмотря на то, что статья про пул реквесты строго говоря не по теме сообщества.
5 самых популярных страниц сайта за год:
Всё это значит, что надо писать самим и забить на переводы. Статьи должны быть полезными и решать какую-то человеческую проблему. Если можно вообразить, что кто-то вводит в поисковик вопрос, на который отвечает статья — это хорошая статья.
Ещё это значит, что наше сообщество разбирается не только в Rust, и круг достойных обсуждения тем можно расширять.
Поисковики приносят нам треть трафика:
Группы в социальных сетях
Мы появились в Твиттере, Фейсбуке, ВКонтакте, Телеграме. 74 человека, 17, 90 и 25 соответственно. Пишем мы туда с помощью kuku.io.
ВКонтакте я делал рекламу для привлечения новых участников — видимо, поэтому там больше всего людей в итоге.
В целом, народ не очень активно комментирует и лайкает, а зря. Как бы глупо это ни звучало, ваши лайки и ретвиты — самый простой способ помочь сообществу.
В этом году хочу поднять вовлечение участников, выкладывая интересные вещи, которые мы сами сделали, и меньше транслировать англоязычные источники.
Митапы
События в целом всем понравились и народу приходило много — 100-120 человек. Порадовало, что нашлись докладчики — суммарно у нас выступило 6 человек с 7 докладами.
Лучшие 2 доклада были оценены участниками на 4,2 и 4,4 балла по пятибалльной шкале. Остальные — ниже четырёх, с аутсайдером в 3,3 балла.
В этом году хочу повторить 2 митапа, сосредоточившись на качестве докладов.
Работа
Через наше сообщество дважды искали программистов на Rust. Один раз — на удалёнку, другой — в офис.
По удалённой вакансии взяли несколько человек и набирают до сих пор.
Появление офисных вакансий программистов на Rust в России радует — значит, коммерческие пользователи и у нас заинтересовались языком.
Собственно, это компания Art System. Поприветствуем первопроходцев!
К сожалению, у поисковиков до сих пор проблемы с пониманием, что мы программируем, а не играем:
Заключение
Произошло очень много вещей. Они произошли благодаря вам — людям, которые интересуются Rust, рассказывают о нём коллегам, приходят на митапы, спорят в комментариях, помогают новичкам в чате. Спасибо за всё это! Надеюсь, в 2017 ваш энтузиазм продолжит питать сообщество.
Позже обсудим конкретные планы на этот год.